История возникновения вегетарианства

 
 
Современные йоги, которые задаются вопросом о том, есть мясо или нет, могут обратится за ответом к древней мудрости и ведическим текстам.
Многиейоги и йогини неразрывносвязываютсвойпуть и практику с вегетарианством,опираясь в своих утверждениях и поведении на многочисленныедревниеиндийскиетексты. Здесь надо отметить, что довольно часто встречаются и другие практикующие йогу, которые не приемлют таких суждений, едят мясо и доказывают, что это порождает здоровье и энергию.x_7ae448c4
 
Сегодняшний ассортимент диетических привычек достаточно широк и многогранен. При этом вегетарианство, на первый взгляд, может показаться достаточно новой и незрелой системой, сродни какой-то новой модной диете. На самом деле это совсем не так. Недавние исторические исследования и разработки говорят о том , что вегетарианство имеет давнюю традицию этического отношения к животным. Действительно, то что мы знаем и обсуждаем, это всего лишь часть древних знаний, которым более тысячи лет.

История вегетарианства в Индии началось в ведический период,  где-то между 4000 и 1500 до н.э.
Священные тексты , известные как Веды были основой ранней индуистской духовной мысли . Среди гимнов и песен, которые описывают с благоговением невиданную силу природного мира, мы находим зарождающуюся идею, что создает основу для вегетарианства в последующие века. Концепция о переселении душ  сначала появляется в Ригведе, возможно, именно эти философские положения позже приведут к созданию концепции вегетарианства.
В последующих древних текстах , идея возрождения появились в качестве центральной идеи. В этих трудах , в говориться о том, что боги принимают обличие животных, а человеческие существа были в прошлых жизнях животными, и животные были в прошлых жизнях людьми. Одна корова — состоявшиеся 330 миллионов богов и богинь.  
В Древней Индии вегетарианство практиковалось джайнами, частью буддийской общины, и частью последователей ведийской религии. Ранние джайнские и буддийские источники свидетельствуют о том, что принцип ненасилия к животным (ахимсы) в этих религиозных традициях был нормой уже в VI веке до н. э. В джайнизме, последователи которого особо строго следуют ахимсе, этот принцип начал практиковаться раньше чем в буддизме. Так, ахимсу активно проповедовал самый первый духовный лидер джайнов Паршва, живший в VIII—VII веках до н. э.
Спустя века подобные диетические принципы просматриваются и в  Законах Ману , написанных между 200 г. до н.э. и 100 н.э. В этом тексте , мы обнаруживаем, что мудрец Ману утверждает что тот, кто позволяет убой животного, тот, кто режет его, тот, кто убивает его , тот, кто покупает или продает мясо , тот, кто его готовит , тот, кто готовит его , и тот, кто ест его , должны рассматриваться как убийцы животного.
Бхагавад Гита (Bhagavad Gita) – возможно, самый влиятельный текст индуистской традиции (написан где-то между четвертым и первым веком до н.э.) – добавил веса аргументам в пользу вегетарианства практическим руководством. В нем указано, что саттвические продукты (молоко, масло, фрукты, овощи и зерна) «способствуют энергичности, здоровью, удовольствию, силе и долгой жизни». Горькие, соленые и кислые раджасические продукты (в том числе мясо, рыба и алкоголь) «вызывают боль, болезни и дискомфорт». На нижней ступеньке стоит тамасическая еда: «черствые, переваренные, порченые» продукты. Эти трактования развились в принципы питания, которым следуют многие современные йоги.
Мудрец Ману осудил мясоедов , заявив: » Не существует большего грешника , чем тот человек, который … стремится увеличить массу своей плоти плотью других существ».x_95a193bf
Вегетарианство существует уже на протяжении веков, параллельно с другой практикой – жертвоприношением животных. Те же Веды, что превозносят природный мир, также признают необходимость приношения животных в жертву богам. Непростое сосуществование в Индии благосклонности к вегетарианству и традиции жертвоприношения животных продолжалось в течение сотен лет.
 
Некоторые ортодоксальные традиционалисты не решались бросить вызов древним текстам по этому вопросу из уважения к «божественным» истокам писаний. Тем не менее, они осуждали мясоедение, добавив ряд условий для жертвоприношения животных.
Другие просто считали древние тексты устаревшими. Больше не связанные ведической властью, они «могли отвергать сю жертвенную культуру и проповедовать свободную ахимсу», или учение о ненасилии. Концепция ахимсы, отстаиваемая Махавирой в шестом веке, стала основой аргументации вегетарианцев современной эпохи.
Ранее средневековье — период, когда человечество забывает о вегетарианстве.
 
Среди великих людей Эпохи Возрождения были приверженцы вегетарианского образа жизни, например — Леонардо да Винчи. Он считал, что в будущем, к убийству животных будут относиться так же, как сейчас, относятся к убийству человека.  Французский философ Гассенди считал, что употребление мяса человеком – противоестественное явление, и что человек обязан употреблять лишь пищу растительного происхождения. В качестве аргументов указывал на то, что зубы у человека не предназначены для пережевывания мяса.x_303c83dd
 
Несмотря на эти не многочисленные, но существенные доводы, вегетарианства, как осознанного и добровольного явления, не существовало.
 
Известный английский ученый Дж. Рей, который внес огромный вклад в развитие зоологии, заявлял, что, не смотря на теории приверженцев употребления мясной пищи, еда животного происхождения не прибавляет человеку силу.
 
Английский писатель Томас Трайон в своей книге под названием «Путь к здоровью» заявлял, что мясная пища приводит к болезням. Животные болеют, существуют в тяжелых условиях, и их мясо несет в себе определенный отпечаток. Помимо этого писатель заявлял, что убийство любого живого существа ради еды – недопустимо.
 
К 50-м годам 19 столетия вегетарианство стало зарождаться как целостная и научная теория о пользе растительной пищи для хорошего самочувствия и душевной гармонии. Толчком для развития этой теории в Великобритании послужил ряд причин, одна из них -распространение в метрополии индийских верований. Свою лепту внес и экономический кризис, который привел к подорожанию значительной части продуктов питания. Шопенгауэр считал, что вегетарианец – человек с более высокими нравственными и моральными устоями, а Бернард Шоу заявлял, что он питается как порядочный человек, не употребляя трупы невинных существ.x_b3eafdaa
В конце 19 – начале 20 века большой вклад в развитие вегетарианства сделал Лев Толстой. Он стал приверженцем этого образа жизни в 1885 году после встречи с англичанином Уильямом Фреем. Последний доказал, что организм человека просто не предназначен для того, что бы употреблять в пищу мясо. В пропаганде вегетарианского учения Льву Толстому помогали некоторые из его детей. Их взгляды нашли отклики в сердцах многих людей.
Некоторые более поздние индийские мудрецы укрепили доводы в пользу вегетарианства. Свами Вивекананда, писавший сто лет назад, указал на общность нас с другими животными: «Амеба и я одинаковы. Разница только в уровне, а с точки зрения высшей жизни все различия исчезают».
В большинстве культур сегодня права животных превалируют по крайней мере над ритуалом жертвоприношения, если не над мясоедством. Десятки йогов живут и питаются с пониманием, как выразился Айенгар, что вегетарианская диета является необходимостью в практике йоги. Но другие, не менее преданные йоги, считают мясо необходимым топливом для своего организма.
За тысячелетия существования, такой образ жизни, как вегетарианство, проделал длительный путь. От популярности и забвения — до возрождения.
 
По материалам  yogajournal, nomeat.ru

Posted in Вегетарианство, статьи, Статьи and tagged , , , , , , by